Наша цивилизация – это цивилизация человека играющего. С детских лет жизнь и деятельность человека строится как игра (достаточно вспомнить своё детство и сопоставить с ним своё теперешнее состояние).
Те, кого в мифах древней Греции, Индии, Египта, Китая, Америки и Персии называли богами, занимались в первую очередь тем, что обучали людей письменности, возделыванию агрокультур (человек в основном охотился до этого или занимался собирательством), работе с огнем. В общем, учили жить и трудиться.
Китайцев, например, боги научили письменности, витью веревок и сетей, а также дали им специальные системы для описания мира и развития мышления – известные восемь триграмм, знания об акупунктуре и устройстве человека, астрономические данные. Примерно такие же задачи боги решали и в Египте и в Индии и в других странах, донесших до нас старые мифы.
Очевидно, что в мифах древних народов мы видим ссылки на працивилизации, которые воспитывали молодые племена и народы, подобно тому, как сейчас западная цивилизация заботится о коренных жителях в отдаленных районах земли. Конечно, в древности забота была куда более действенной.
Практики и игры, которые человек придумал сам легко распознать. Они либо примитивны, либо слишком привязаны к его земным деятельностям (как например шахматы). Единственная выпадающая из общего ряда практика – это искусство И.
Что обращает в И на себя в первую очередь – это система практики. В ней используется сетка, в узлы которой расставляются значки черного и белого цвета, как нули и единицы, к примеру (важно подчеркнуть родовое различие между двумя типами значков). Набор для И настолько не зрелищен, что для его украшения не придумали ничего лучше, как изготавливать всё из самых дорогих материалов. Древнему человеку И было непонятно и скучно. И сейчас изучение современной игровой версии – Го – для ребенка превращается в муку. Го учить мыслить и принимать порой очень сложные не детские решения.
оставшаяся часть под катомЕсли говорить современным языком, Цель практики И – научиться мыслить и принимать эффективные решения, тренируясь преобразовывать ресурсы (например, время или пространство) в капитал. Вообще, И учит создавать что-то, владеть и бороться за владения. Вряд ли можно предположить, что первобытный человек с каменным ножом в руках стал бы задумываться о тонкостях долгосрочного планирования, преобразования накопленных владений во власть и наоборот. В то непростое время человечество волновали совсем иные проблемы – нужно было выживать. Такая практика нужна богатым и развитым цивилизациям, у которых есть чем владеть.
Даже сейчас в мире нет целостной практики, обучающей владению. Не могла она спонтанно возникнуть и 5000 лет назад. Такая практика может быть плодом долгого исторического процесса, но 5000 лет назад она уже была передана или была подсмотрена в готовом виде. И без существенных изменений дошла до наших дней.
Повторим, что искусство И учит принимать решения. Вообще. Собственно – это и есть мышление, когда ты что-то делаешь, сначала это помыслив. Конечно, И было известно по всему миру. В древних мифах Египта есть указания на И, как на практику богов. Такие же указания сохранились и у китайцев. Наверное, в мифах и других цивилизаций имеются аналогичные указания.
Что за древний народ разработал И, которое он оставил нам наследство наряду с циклопическими сооружениями и пирамидами? Эта цивилизация, потомками которой являемся наряду с другими народами и мы, располагалась на территории в том числе современной России. Следов от неё почти не осталось, так как в то время, видно, знали толк в экологии и жильё строили в основном из дерева. Однако останки древних городищ всё же находят на востоке нашей страны.
Что еще интересного в искусстве И, которое бережно хранила для нас китайская цивилизация? В И на игровом поле считают очки. Иероглиф, обозначающий «очко» одновременно означает еще и глаз (очко – от ока или окоема), и пустое место в виде окна-окоема. Удивительно то, что в русском языке слово «очки» точно соответствует китайскому значению иероглифа. При этом вы не сможете найти другую такую игру или практику, в которой око-окоем был бы одновременно и счетной единицей – очком и собственно пустым местом в виде окна. Но любой, кто мало-мальски знаком с игрой Го сразу расскажет вам про глаза, которые и есть очки.
Поэтому можно сделать вывод о том, что И – это праигра или древнейшая практика, от которой в нашем языке и сохранилось это многозначное слово очко-око-окоем. Мы и сейчас используем слово «очки» в разных играх.
Много и других необычных особенностей в И. Вот одна из них. В игре Го, которая основана на И, компьютер не может противостоять человеку и долго не сможет (возможно, несколько сотен лет). Вспомните еще какую-нибудь игру, в которой даже средний любитель одержит верх над самым мощным компьютером.
Китайцы, а затем и японцы с корейцами превратили И в азартную игру, а затем и в спорт (на европейский манер), хотя известно, что многие думающие люди в Азии (к ним относились в основном императоры и сановники-стратеги с полководцами) практиковали И исключительно для развития своего мышления.
Откуда взялось название И, и что оно означает? И означает то же, что и русский сочинительный союз «и». Интересно то, что в китайском языке соответствующий иероглиф означает в том числе просто «и». Русский союз «и» означает связывание, соединение, сочинение.
Поэтому будем различать Вейчи, Го и Бадук, являющиеся игровыми версиями И, и возрождающееся в России древнее стратегическое искусство с коротким и понятным названием – И.
по материалам
www.weiqi.ru